Общие требования к тексту нормативного правового акта

Необходимо строго соблюдать требования к оформлению проектов нормативных правовых актов.

Как уже упоминалось, проекты нормативных правовых акты представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих нормативных правовых актов (законов), их места в системе действующего законодательства, а также ожидаемых социально-экономических и иных последствий их применения.

При представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование.

Проект нормативного правового акта должен содержать положения о его целях и задачах, о распределении компетенции между Российской Федерацией, субъектами Федерации, органами местного самоуправления; о действующих в данной сфере актах, регулирующих отношения по предмету нормативного правового акта.

В проект включаются положения только по теме, обозначенной в его заголовке.

Все нормативные правовые акты имеют следующие формальные реквизиты:

  • наименование формы акта: «Федеральный закон», «Кодекс Российской Федерации» и т.д.;
  • заголовок, в краткой форме обозначающий предмет регулирования закона;
  • дату и место принятия закона;
  • подпись.

Более подробно требования к оформлению нормативных правовых актов (законов) изложены в соответствующих рекомендациях: Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата ГД РФ от 18 ноября 2003 г. № вн 2-18/490).

Обратим внимание на преамбулу: вводные положения, разъясняющие цели и мотивы издания акта, его основные задачи, как правило, помещается в проектах наиболее важных законов и других нормативных правовых актов.

Нормативные предписания в преамбулу не включаются.

Положения нормативного правового акта излагаются в виде статей, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами для всего проекта. К статьям проекта, как правило, даются заголовки, в которых обозначается предмет регулирования соответствующей статьи.

Крупные нормативные правовые акты, в зависимости от объема и характера нормативного материала, могут содержать разделы и главы.

Разделы, главы и отдельные статьи нормативного правового акта располагаются в последовательности, обеспечивающей его логическое развитие, переход от общих положений к более конкретным. Примечания к статьям допускаются в исключительных случаях, когда соответствующее предписание носит вспомогательный характер и его нецелесообразно помещать в текст статьи.

Должна быть обеспечена точность и определенность формулировок, используемых в законах и других нормативных правовых актах. Нормативный правовой акт должен излагаться простым, ясным языком, по возможности короткими фразами. Не допускаются образные сравнения, эпитеты, метафоры.

Нецелесообразно использование устаревших и многозначных слов и выражений, терминов, не являющихся общеупотребительными. Термин должен употребляться в нормативном правовом акте только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.

В проекте нормативного правового акта целесообразно давать нормативные определения терминов (законодательные дефиниции), имеющих важное значение в его контексте, а также расшифровку юридических, технических и других специальных терминов. Ведь будущий нормативный правовой акт рассчитан на широкое применение и касается большого круга должностных лиц и многих граждан.

Не следует включать в текст (за исключением преамбулы) общие рассуждения, лозунги, призывы, декларации и т.п.

В качестве обязательного элемента в нормативном правовом акте должны быть предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение в зависимости от регулируемой законом сферы отношений: меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.д.

Ссылки в одних статьях на другие статьи нормативного правового акта, а также на ранее принятые законодательные акты или их статьи следует применять в тех случаях, когда необходимо показать взаимную связь положений закона или избежать повторов.

Включать в текст проекта общие отсылки к действующему законодательству типа «по действующему законодательству», «в соответствии с действующим законодательством» и т.п. следует лишь в исключительных случаях.

Наименования упоминаемых в проекте органов, организаций и других субъектов приводятся в полном соответствии с их официальным наименованием, предусмотренным в уставах, положениях и других актах.

Возможно приведение сокращенного наименования органа, организации, другого объекта после первого полного его воспроизведения (по форме: «далее именуется …»).

Кроме того, нормативный правовой акт должен быть написан особым языком, с использованием особой лексики.

В соответствии с разъяснением Министерства юстиции РФ, при необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования («Российскую газету», Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и др.).

В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них, необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Министерством юстиции Российской Федерации при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации (не требующими государственной регистрации), либо ссылки на них, необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации).

Ссылка на акт, не нуждающийся в государственной регистрации (не требующий государственной регистрации), не направлявшийся ранее на государственную регистрацию, возможна в случае одновременного направления его в Министерство юстиции Российской Федерации.

Ссылка в поступившем на государственную регистрацию акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию, не допускается.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. На приложении указывается, каким документом оно утверждено.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

  • наименование органа (органов), издавшего акт;
  • наименование вида акта и его название;
  • дата подписания (утверждения) акта и его номер;
  • наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)