Социальные характеристики личности безопасного типа поведения

Социальная сторона ЛБТП характеризуется:

  • рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;
  • умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;
  • умением гармонично общаться с другими людьми;
  • постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:

  • осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;
  • понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;
  • знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;
  • овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;
  • приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;
  • умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

  • предвидение опасности;
  • избежание влияния опасности;
  • преодоление опасности;
  • создание ресурсов безопасности.

Формируя содержание данных компонентов, учитель БЖ передает знания, создает условия для формирования навыков и умений безопасной жизнедеятельности. Раскроем более подробно содержание первых трех компонентов.

Предвидение опасности предполагает:

  • знание опасностей, окружающих человека;
  • знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;
  • правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);
  • предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);
  • предвидение опасности от собственного «я» (себе, среде обитания, другим людям);
  • планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.

Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.

Учитель БЖ обязан:

  • формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.),
  • знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей);
  • владеть навыками само– и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.).

Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:

  • оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);
  • формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.

Общая цель формирования ЛБТП – выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер.

В современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:

  • приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;
  • формирование экологического мировоззрения;
    обучение действиям в условиях природных катаклизмов;
  • развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;
  • формирование готовности отстаивать интересы Отечества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)