Служба школьной медиации
Школьные службы примирения являются одной из форм реализации восстановительного подхода к реагированию на конфликтные ситуации. Служба школьной медиации (школьная служба примирения) — новое направление в работе педагога-психолога, позволяющее повысить и его личные профессиональные навыки, и статус школы в целом.
Основная цель служб школьной медиации (примирения) состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая их вступление в конфликт с законом.
Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров (конфликтов) при содействии медиатора — независимого лица, привлекаемого сторонами в качестве посредника для содействия в выработке взаимоприемлемого решения.
Школьная служба примирения — это служба, состоящая из взрослых и детей, которая стремится разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом; дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга; увидеть в каждом ученике человека исходя из личностных, а не ролевых отношений; снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
В помощь образовательным организациям Министерство образования и науки РФ разработало Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн).
Указанные рекомендации являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также стратегий и планов, направленных на:
- защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- создание безопасной среды, способствующей непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка в образовательной организации и семье;
- содействие позитивной социализации, а также ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений.
Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров — от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80–90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. С 2008 года действует
В России сейчас реализуются две модели медиации в школе: Службы школьной медиации (развивает Федеральный институт медиации) и Школьные службы примирения (МОЦ «Судебно-правовая реформа» и Всероссийская ассоциация восстановительной медиации).
В соответствии с письмом регионы сами могут выбирать, какие модели медиации развивать в образовательных организациях и с какими организациями сотрудничать.
За последние годы школьные службы примирения созданы во многих регионах и городах России: Москве, Самаре, Тюмени, Пермском крае, Махачкале, Волгограде, Великом Новгороде, Казани, Тюмени и других. Надо отметить, что с каждым годом число созданных служб примирения в образовательных организациях городов России увеличивается.
Это подтверждается данными, представленными в докладе Минобрнауки России в Правительство Российской Федерации от 23 декабря 2015 г.
В соответствии с проведенным мониторингом по службам примирения и службам школьной медиации в образовательных организациях России и согласно сведениям, представленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере
образования, наибольшее количество образовательных организаций, в которых созданы службы школьной медиации и школьные службы примирения, зафиксировано в Ставропольском крае (в 91% общеобразовательных организаций), Амурской области (84%), Омской области (84%), Тюменской области (84%), Мурманской области (65%), Пермском крае (65%), Санкт-Петербурге (58%), Новгородской области (58,6%), Белгородской области (50%), Ростовской области (46%), Оренбургской области (46%), Тверской области (45%), Калининградской области (40%), Орловской области (39%), Тульской области (38%), Сахалинской области (37%), Самарской области (35%), Волгоградской области (30%), Костромской области (29%), Краснодарском крае (28%).
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу