Основные компоненты отношения к здоровью

Исследование проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия «отношение к здоровью». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явления ми окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.

Отношение к здоровью — один из элементов самосохранительного поведения. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.

Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п.

Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.

Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Наряду с ним используются такие термины (или концепты), как «убеждение», «установка», «внутренняя картина здоровья» и др. Это отражает, с одной стороны, растущий интерес к данной проблематике, а с другой — многообразие принципов и путей исследования и неустойчивость концептуального аппарата, который используется в рассматриваемой области. Все это вполне естественно для нового, интенсивно развивающегося исследовательского направления, каким является в настоящее время психология здоровья.

Остановимся более подробно на сравнении двух наиболее часто встречающихся в литературе понятий: «отношение к здоровью» и «внутренняя картина здоровья». Последнее было предложено В. М. Смирновым и Т. Н. Резниковой в 1983.г. по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни». Авторы рассматривают внутреннюю картину здоровья как своеобразный эталон здоровья человека, который может иметь достаточно сложную структуру и включать как образные, так и когнитивные представления человека о своем здоровье. Ананьев В. А. определяет внутреннюю картину здоровья, с одной стороны, как совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой — как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.

Сравнительный анализ структурных компонентов понятий «отношения к здоровью» и «внутренней картины здоровья», представленный в табл. 12.1, позволяет рассматривать их как синонимичные. Однако в теоретическом плане, как нам представляется, предпочтение следует отдать категории «отношение к здоровью», так как она наиболее обоснована с позиции теории личности. Отношение к здоровью, по сути, интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие внутренней картины здоровья. Это и знания о здоровье, осознание и понимание роли здоровья в процессе жизнедеятельности человека, его влияния на социальные функции, эмоциональные и поведенческие реакции. Кроме того, категория «отношения» имеет богатую историю разработки, относительно четко определенное содержание, структуру, диктует известную логику анализа. Возможно использование опыта, накопленного при изучении самоотношений, а также отношений к другим объектам окружающей действительности.

Отношение к здоровью — один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью. При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, так как в реальной жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью — адекватного и неадекватного — практически невозможно.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности/неадекватности отношения к здоровью могут служить:

  • на когнитивном уровне — степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении эффективности жизнедеятельности и долголетия;
  • на эмоциональном уровне — оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
  • на мотивационно-поведенческом уровне — высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья, степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены;
  • соответствие самооценки индивида физическому, психическому и социальному состоянию своего здоровья.

Обобщая результаты экспериментальных исследований, следует отметить парадоксальный характер отношения к здоровью современного человека, т. е. несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия — с другой. По-видимому, истоки несоответствия кроются в том, что формированию адекватного отношения человека к собственному здоровью препятствует целый ряд уже обозначивших себя причин. Попытаемся ниже раскрыть их содержание.

Потребность в здоровье актуализируется, как правило, в случае его потери или по мере утраты. Здоровый человека не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, как сам собой разумеющийся факт, не видя в нем предмета особого внимания. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения. Он верит в его нерушимость и не считает нужным, поскольку и так все хорошо, предпринимать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению здоровья.

Действие механизмов психологической защиты, цель которых — оправдание нездорового поведения. В сфере здоровья наиболее распространены такие виды психологических защит, как отрицание и рационализация. Так, механизм действия психологической защиты по типу отрицания заключается в блокировании негативной информации «на входе» (например, «этого не может быть») или в стремлении избежать новой информации (например, «мне не надо проходить медицинский осмотр, так как я совершенно здоров»). Рационализация в основном используется для оправдания неадекватного отношения к здоровью на поведенческом уровне. Установка на пассивное отношение к здоровью, находящая отражение в рассуждениях типа «если человеку суждено заболеть, что бы он ни делал, все равно заболеет», обусловливает соответствующее поведение, которое рано или поздно приводит к ослаблению здоровья. Так, довольно типична ситуация, когда люди, испытывая болезненные ощущения, тем не менее не предпринимают действенных мер, не проявляют должной активности, направленной на их устранение. Одна из основных причин такой установки кроется в недостатке необходимых знаний о здоровье, о способах его формирования, сохранения и укрепления.

Влияние прошлого опыта человека. Значительная часть самосохранительного поведения определяется и опосредуется представлениями (или убеждениями) человека о здоровье, которые формируются в процессе индивидуального развития. В первую очередь это обусловлено избирательностью восприятия, благодаря которой вся информация, поступающая из средств массовой информации, от специалистов-врачей или из других источников, но не соответствующая сложившимся убеждениям человека, просто не воспринимается им или подвергается критике. Следовательно, и вероятность следования рекомендациям по укреплению здоровья, которые не совпадают или расходятся с вышеназванными представлениями, будет невысокой.

Эффект теории реактивности (reactance theory) проявляется при планировании, разработке и оценке эффективности рекламы здорового образа жизни, которая часто строится не на пропаганде сохраняющих здоровье формах поведения, а на запрете «нездоровых» привычек (например, «Курить опасно для вашего здоровья!»). В действительности строгий запрет опасен: чем сильнее запреты, тем больше вероятность, что они вызовут обратную реакцию и пробудят интерес к запретной теме. Основная идея теории реактивности заключается в следующем: когда люди чувствуют, что их свобода поступать по своему желанию находится в опасности, у них возникает неприятное состояние реактивности, а избавиться от него можно, лишь совершив запретный поступок (например, закурить).

Особенности социального микро- и макроокружения. В рамках теории социального научения Альберта Бандуры социальное одобрение рассматривается как чрезвычайно сильный мотивирующий фактор, заставляющий людей терпеть даже физический дискомфорт, если они рассчитывают на то, что их поведение вызовет одобрение других людей, значимых для них. Примером негативного влияния социального окружения может служить ситуация, когда подросток впервые пробует курить, у него возникают крайне неприятные ощущения, но он продолжает курить, если считает, что курение поможет ему получить одобрение со стороны
сверстников.

Действие эффекта задержанной обратной связи — одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни:

  • при рассмотрении проблемы формирования мотивации, направленной на поддержание и укрепления здоровья, этот эффект проявляется в том, что люди предпочитают не обременять ребя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий не сразу может быть заметен, очевиден. Занятия утренней зарядкой, каким-то видом оздоровительных систем, закаливанием приносят ощутимый позитивный результат далеко не сразу, а через месяцы или даже годы. Не получив быстрого эффекта от полезных для своего здоровья действий, люди часто их бросают и могут не вернуться к ним уже никогда;
  • проблема коррекции нездорового поведения также осложняется действием вышеназванного эффекта: нездоровое поведение часто приносит мгновенное удовольствие, а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными. Кроме того, нередко люди просто не осознают, с какой опасностью сопряжено то или иное нездоровое поведение (нарушения в сфере питания, личной гигиены, режима труда и отдыха, бытовой культуры).

Отсутствие государственной политики в области здоровья. Время от времени появляется «мода» на здоровье, но нет попыток поставить задачу сохранения и укрепления здоровья в долгосрочной перспективе как государственную проблему.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что коррекция неблагоприятных особенностей того или иного отношения, как известно, — длительный и часто болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности: в процессе воспитания в семье и обучения в младшей школе.

Формирование отношения к здоровью — процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный; он детерминирован 2 группами факторов:

  1. внутренние факторы: демографические (в том числе пол, возраст, национальность), индивидуально-психологические и личностные особенности человека, состояние здоровья;
  2. внешние факторы: характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)