Либеральный, леворадикальный штарит. Марксизм и элитаризм

Поскольку среди элитаристов мы находим практически все оттенки современного политического спектра — и ультраправых, и консерваторов, и либералов, и левых радикалов, и социалистов, коммунистов, троцкистов и маоистов, сам термин «элитист» порой искусственно объединяет совершенно разнородных авторов. Но в отношении к проблеме элиты у них часто обнаруживается много общего.

В послевоенный период в западной социологии либерально-демократическая трактовка элитаризма стала наиболее влиятельной и распространенной. Для нее характерно реформирование элитаризма в сторону сближения его с классической демократической теорией. Собственно, начало этого реформирования относится еще к предвоенному периоду.

Его инициаторами были эмигрировавший из Германии К. Маннгейм и эмигрировавший в США Дж. Шумпетер. Именно им удалось показать, что элитаризм и демократия при известных условиях совместимы.

Здесь, вероятно, уместно сказать о некоторых изменениях в географии элитологии. Если до второй мировой войны центр элитологических исследований находился в Европе, а США были ее периферией (труды Моски, Парето, Михельса начали переводиться там только в 30-е годы, они и послужили стимулом развития элитологии на американском континенте), то после войны положение изменилось: этот центр прочно переместился в США.

Там сложилось несколько школ элитизма: «макиа- веллиевская», возглавлявшаяся профессором Нью-Йоркского университета Дж. Бернхэмом, и либеральная, возглавленная крупнейшим американским политологом Г. Лассуэллом, ядро которой составили профессора Стэнфордского университета.

Последняя оказала наибольшее влияние на развитие современной американской элитологии, из нее вышли многие политологи, и ныне задающие тон в американской элитологии. Эта школа выступила с идеями элитного плюрализма, который она рассматривала как синоним современной демократической теории. К 60-м годам в США сложился структурно-функциональный вариант элитаризма (С. Келлер и др., в 70-х — 80-х годах так называемый неоэлитизм).

Среди либеральных элитаристов мы также находим большую пестроту точек зрения и позиций. Среди них есть и последовательные монетаристы, рыночники, считающие, что рынок естественно формирует элиту победителей в честной конкурентной борьбе.

Однако элитаризм характерен и для неолибералов, сторонников государственного регулирования экономики, которую может спасти от кризисов элита квалифицированных менеджеров и чиновников, способных стабилизировать сложившиеся социальные и политические отношения и институты.

Все современные либеральные и большая часть консервативных трактовок элитизма исходят из того, что су шествование элиты совместимо с демократией, и последняя зависит скорее от качества элиты, прежде всего ее открытости и доступности.

Поскольку именно Лассуэлл и его школа, объединившая виднейших послевоенных американских элитологов, опубликовавших серию трудов о политических элитах США, об элитном плюрализме и демократическом элитизме, наиболее влиятельна в американской политологии, мы будем ниже специально анализировать эти концепции.

Здесь же мы хотели бы обратить внимание на некоторые, так сказать, «периферийные» для элитологии течения — леворадикальный и марксистский варианты элитаризма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)