Критерии субъектов малого предпринимательства

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории малых предприятий достаточно прагматичны. Законодательное закрепление критериев отнесения субъектов предпринимательства к категории малых означает распространение на эти субъекты целого набора государственных мер субсидирования и поддержки.

Критерии являются инструментами, с одной стороны, государственной политики формирования и поддержания оптимальной конкурентной среды, с другой — защиты отечественного товаропроизводителя, решения сложных социальных проблем. Заметим, что оба эти момента всегда трудно стыкуются друг с другом, что привносит особую сложность в конкретное количественное определение критериев отнесения предприятии к категории малых.

С позиций национального хозяйства субъекты малого бизнеса — это особая группа относительно некрупных субъектов хозяйствования, работающих под патронажем государства и общества в особом, специально для них законодательно и организационно созданном благоприятном режиме. Государство и общество считают, что эта группа играет очень важную роль в решении определенных экономических и социальных проблем страны, и поэтому разными способами поддерживают входящих в нее субъектов хозяйствования.

Критерии отнесения предприятий к категории малых не могут иметь жестких, раз и навсегда законодательно установленных количественных параметров.

Не существует универсальных, единообразных для всех национальных хозяйств критериев официального количественного определения субъектов малого бизнеса. В зависимости от национальных интересов в каждой стране или в группах стран обосновываются и законодательно устанавливаются собственные критерии субъектов сферы малого бизнеса.

Нужно отметить, что в некоторых англоязычных странах, в первую очередь в США, термин «малый бизнес» по смыслу обозначает малый и средний бизнес.

В европейских же странах и Японии при официальном критериальном определении некрупного бизнеса используется термин «малое и среднее предпринимательство».

Обычно некрупные субъекты хозяйствования в законодательствах большинства стран мира критериально подразделяются на мельчайшие (1—3—9 занятых), малые (от 1—9 до 100 занятых), средние (от 10 до 200—500—1000 занятых). В официальных страновых критериях к количеству занятых часто добавляются параметры типа объемов выручки, прибыли и т.п. Обычно критерии подразделяются по отраслям и видам деятельности.

Существуют также и внешние признаки принадлежности к сфере малого бизнеса. К ним относится обязательность в доминирующей степени самостоятельного, независимого от других предприятий, государственных или общественных организаций владения собственником имущества своего предприятия. Иногда устанавливается еще и конкретная привязка деятельности субъекта малого бизнеса к определенной территории, месту. Выделяются также семейные, молодежные и женские малые предприятия.

В зависимости от конкретной ситуации в национальном хозяйстве количественные значения критериев малого предпринимательства периодически изменяются. Например, для защиты своей нефтеперерабатывающей промышленности правительство США к категории малых отнесло предприятия с числом занятых до 1500 чел.

И это при том, что в этой стране к субъектам малого бизнеса обычно причисляются хозяйственные организации, которые вместе со своими отделениями нанимают не более 500 чел., при условии, что эти организации не доминируют в своей области деятельности. Нефтеперерабатывающим малым предприятиям правительство США установило льготный режим, повышающий конкурентоспособность их продукции на фоне нарастающего импорта иностранной продукции нефтепереработки.

В странах Центральной и Западной Европы к малым и средним предприятиям относятся хозяйственные единицы с числом занятых в 250—500 чел. Дополнительным критериальным признаком является ограничение объема годового оборота малого или среднего предприятия специально определенными в евро суммами.

Во Франции оговаривается, что к малым и средним субъектам хозяйствования относятся лишь те, в которых владелец имеет в своей собственности большую часть капитала, сам обеспечивает руководство персоналом на основе постоянных прямых контактов с работающими.

В Индии главным критерием при отнесении субъекта хозяйствования к малому бизнесу является размер основного капитала, который не должен превышать 3,5 млн рупий (а для постоянных субподрядчиков крупных компаний — 4,5 млн рупий). Число занятых в Индии не служит ограничителем размера предприятия в связи с перенасыщенностью рынка труда.

В России к субъектам малого предпринимательства законодательно отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и где те же 25% не являются собственностью других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. К субъектам малого бизнеса в промышленности, строительстве и на транспорте относятся хозяйственные организации, где численность работников не превышает 100 чел., в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30, в остальных отраслях И видах деятельности — не более 50 чел.

Субъектами малого предпринимательства в России признаются попадающие под вышеназванные параметры предприятия — юридические лица, индивидуальные предприниматели (или что то же самое — предприниматели без образования юридического лица, законодательно имеющие право нанимать любое количество наемных работников), фермерские хозяйства.

Все эти количественные параметры отнесения субъектов малого бизнеса к категории малых за последние десять лет уже изменялись и наверняка будут еще изменяться неоднократно в зависимости от социально-экономических условий и возможностей российской государственности. Отметим, что пока бюджетно-финансовые возможности Российского государства не позволяют распространять льготный режим малых субъектов хозяйствования на средние предприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)