Категориально-понятийный аппарат педагогики

Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях.

Понятие — это одна из форм отражения реального мира в процессе его познания; содержательное наполнение термина. Термином же называют словесную оболочку понятия. В терминах и понятиях отражаются концепции, понимание сути явлений и процессов.

Поскольку реальная действительность многогранна и изменчива, понятия не являются статичными. Они изменяются в зависимости от исторической обстановки, той объективной действительности, которую призваны отражать. Понятия как бы проживают свою собственную жизнь.

Интересно
Значимость некоторых из них в системе науки может то возрастать, то снижаться. Например, понятие «христианское воспитание» в педагогике было одним из ведущих до Октябрьской революции 1917 г., затем почти исчезло из педагогической лексики, однако в конце XX в. в России оно снова входит в научный оборот педагогики.

Кроме того, даже понятия, которые являются стабильными, могут истолковываться по-разному. Один и тот же термин может выражать разные понятия, а одно понятие выражаться различными терминами.

Например, понятие «обучение» еще недавно толковалось как вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками. Сегодня же под обучением понимается прежде всего процесс развития личности, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями, способами деятельности, всем богатством культуры.

Понятие «образование», одно из ключевых в педагогике, выражает и процесс получения образования, и его результат. Термин «воспитание» трактуется и как общее развитие и становление личности, и как процесс становления личности под воздействием различных факторов среды, и как обозначение внеклассной работы.

В. И. Загвязинский отмечает, что такая многозначность, определяющая вариативность и тонкость передачи оттенков, вообще характерная для русского языка, в науке не всегда позволяет добиться адекватного понимания, но в то же время делает изложение и понимание более гибким, емким, наполненным нюансами, выразительным.

В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные, так называемые, «родовые» понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке. Совокупность категорий называют категориальным аппаратом науки.

К основным категориям педагогики относят образование, воспитание, обучение, социализацию, педагогический процесс, педагогическую систему. Рассмотрим данные категории.

В буквальном смысле слова образование — формирование образов (И. Г. Песталоцци), законченных представлений об изучаемых предметах.

Образование — широкое социально-педагогическое явление, отражающее процесс и результат обучения, воспитания, развития личности.

Образование — процесс развития и саморазвития личности на основе овладения историческим опытом человечества, его культурой, приобретения социально значимых качеств и воплощение творческой индивидуальности личности.

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.

В соответствии с российским законом «Об образовании» (1992), образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В современном понимании образование включает в себя обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание, развитие, социальную адаптацию человека.

Интересно
Образованный человек — это не только много знающий и умеющий в основных сферах жизнедеятельности человек, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Таким образом, образованность предполагает воспитанность человека. Перед вами некоторые из критериев образованности. Подумайте, какой критерий добавили бы вы?

Категориально-понятийный аппарат педагогики

В широком социальном смысле — это передача накопленного опыта (знаний, умений, способов мышления, нравственных, правовых норм) от старших поколений к младшим. Воспитание имеет исторический характер: оно возникло вместе с человеческим обществом и будет существовать, пока существует общество.

В узком социальном смысле — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (школы, семьи, учреждений дополнительного образования и пр.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом значении — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом значении — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса, например, «физическое воспитание», «нравственное воспитание» и пр.

Обучение — организованный и целенаправленный процесс овладения знаниями, умениями, навыками, развития способностей и других социально и личностно значимых качеств в процессе овладения материалом учебных программ под руководством педагога.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Индивидуализация — процесс, происходящий одновременно с социализацией, но в определенном смысле противостоящий ему, т. к. если социализация несет общие нормы и правила, то индивидуализация означает сохранение и развитие «самости», своеобразия психической организации, стиля деятельности, вкусов отдельного человека.

Социализация и индивидуализация — неразрывные и противоречивые процессы целостного образования человека.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие всех участников образования, факторов развития, направленное на реализацию целей образования, удовлетворение образовательных запросов государства, общества, семьи и отдельной личности.

Педагогическая система — единство структурных элементов, концептуальных установок, теоретических положений и способов их реализации в целостном педагогическом процессе, требований к субъектам, в деятельности которых реализуются цели образования и достигаются его результаты.

В систему ведущих педагогических понятий входят педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическое мастерство, педагогическое общение, педагогическая ситуация, педагогическая задача, преподавание, самообразование, самовоспитание, непрерывное образование и др.

Педагогическая деятельность — вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, подготовку воспитанников к выполнению определенных социальных ролей в обществе, создание условий для развития и саморазвития их личности и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. Преподаванием называют обучающую, развивающую и воспитывающую деятельность педагога, включающую информирование, стимулирование, инструктирование, коррекцию и контроль.

Интересно
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды, и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.

Преподавание и воспитательная работа — две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, так же как процесс воспитания невозможен без элементов обучения.

К другим видам педагогической деятельности относятся: деятельность по самообразованию и самовоспитанию самого педагога; управленческая деятельность руководителей образовательных учреждений и их заместителей; деятельность организаторов детского и юношеского движения в школе и вне ее; деятельность методистов по изучению современных достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта; педагогическая работа во внешкольных учреждениях; научно-исследовательская деятельность педагогов.

В структуре педагогической деятельности выделяют несколько взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный. Успешное осуществление данного вида деятельности обуславливается уровнем профессионального сознания педагога, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой.

Педагогическое взаимодействие — личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), в результате которого происходят взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В гуманистически ориентированном педагогическом процессе оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры, совершаются раскрытие и трансляция индивидуального «Я» каждого из участников. На практике в системе «учитель-ученик» принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов общения встречается не так часто.

Педагогическое взаимодействие может быть эффективным в том случае, если педагог учитывает психические особенности детей в организуемом общении, выстраивает его так, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, побуждало к принятию социально ценностной позиции, демонстрируемой педагогом в этот момент, давало возможность реализоваться в полной мере всякой позиции (естественно, очерченной культурными границами) каждого субъекта.

Педагогическое мастерство — часть педагогического искусства, которая выражается в совершенном владении педагогическими методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Педагогическое мастерство выражает индивидуальность педагога, дает возможность представить собственную педагогическую систему.

Суть, содержание и компоненты педагогического мастерства отечественные педагоги XIX-XXI вв. определяют по-разному: как научную подготовку и личный учительский талант (П. Ф. Каптерев), профессиональные знания, профессиональные склонности, педагогическую этику и педагогическую технику (С. Т. Шацкий), любовь к своему делу, своему предмету и умение передать эту любовь ребенку (Н. К. Крупская), специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта (А. С. Макаренко), умение сочетать сердечность с мудростью (В. А. Сухомлинский), стремление видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя (Ш. А. Амонашвили).

В основе педагогического мастерства лежат профессиональные знания, педагогические способности, такие личностные качества педагога, как высокая нравственность, духовное богатство, любовь педагога к делу и детям, а также владение педагогической техникой.

Педагогическое общение — профессиональное общение педагога с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание интереса учеников на уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

Оптимальное педагогическое общение, по А. А. Леонтьеву, — это такое общение учителя (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Таким образом, педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия и взаимодействия учителя и учеников, их сотворчества. Педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане выражается в умении передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействовать на партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием.

Педагогическая задача — результат осознания педагогом целей, условий и проблемы педагогической деятельности; задание, решение которого направлено педагогом на формирование определенных позитивных свойств личности учащихся или группы учащихся.

Собственно педагогическая задача связана с изменением личности учащегося, с обеспечением более высокого уровня воспитанности, обученности, развитости. Функционально-педагогические задачи связаны с выбором форм, методов, средств реализации собственно педагогических задач.

Педагогическую деятельность надо рассматривать как решение следующих одна за другой педагогических задач, встающих перед педагогом. Педагогическая задача не дается педагогу в готовом виде, ему дана конкретная образовательная ситуация.

Чтобы из нее вычленить задачу как цель, данную в определенных условиях, педагог должен определить эти условия, оценить связи между ними, обнаружить смыслы, скрывающиеся за данной образовательной ситуацией и внутри ее, сформулировать цель как мысленную модель будущего результата деятельности. Постановка и решение педагогических задач носит для педагога проблемный характер и создает условия для становления и развития профессионализма.

Решить педагогическую задачу — значит, построить ориентировочную основу деятельности в виде прогноза и потом выполнить эту деятельность.

Педагогическая ситуация [фр. situation ср.-лат. situatio положение]:

  • совокупность условий и обстоятельств, специально создаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Цели создания — формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности;
  • кратковременноевзаимодействие педагога с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Преподавание — обучающая, развивающая и воспитывающая деятельность педагога, включающая информирование, стимулирование, инструктирование, коррекцию и контроль. Этот вид деятельности направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников, хотя в целостном педагогическом процессе преподавание и воспитательная работа воедино слиты.

Специфическими чертами являются следующие: преподавание обычно имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.

Логику преподавания можно запрограммировать. Результаты учения практически однозначно определяются способностью педагога вызвать и направить познавательную деятельность ученика. Преподавание имеет дискретный характер, оно обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период.

Самообразование — это форма индивидуальной учебной дея­ тельности, мотивированная собственными потреб­ностями и интересами, направленная на приобретение необходи­мых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие качеств лично­сти. Самообразование является составной частью любой другой формы обучения.

Самообразование позволяет максимально учесть индивидуальные особенности и позна­вательные потребности каждого человека. Оно выступает важной частью образовательного процесса, влияющей на эффективность обучения и воспитания.

Предметом самообразования является все содержание культуры.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания.

Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания.

Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)