Государственная политика борьбы с бедностью

Согласно документам ООН бедность определяется как отсутствие возможностей и выбора для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей: прожить долгую, здоровую и созидательную жизнь, быть грамотным, нормально питаться, наслаждаться качеством жизни, свободой и уважением окружающих.

Различают абсолютную и относительную бедность.

Абсолютная бедность означает отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимума физиологических потребностей. К абсолютно бедным относятся бомжи, беспризорные дети, лица, не имеющие статуса вынужденных переселенцев, и т.п. В России они составляют около 5% населения.

Относительная бедность в мировой практике определяется доходом, не превышающим 40—60% среднедушевого дохода граждан страны.

В различных странах используются различные критерии бедности. В соответствии с Законом РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (1997 г.) бедными считаются домохозяйства со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум включает несколько составляющих:

  • минимальную «продуктовую корзину», рассчитываемую в среднем на душу населения и для основных социально демографических групп (взрослых мужчин, женщин, пенсионеров, детей до 6 лет и 7—15 лет).

Минимальная «продуктовая корзина» дифференцируется по 8 природно- климатическим зонам. В среднем по России доля расходов на питание в прожиточном минимуме составляет в настоящее время 45%.

  • расходы на непродовольственные товары, рассчитанные исходя из минимальных показателей обеспеченности отдельными товарами и сроков службы их, а также цен на эти товары. Доля этих расходов составляет около 22%;
  • расходы на услуги, исчисленные также исходя из их минимального набора, доля которых составляет 28,2%;
  • налоги и обязательные платежи, определяемые в процентном отношении к стоимости «потребительской корзины» и составляющие 5,6% прожиточного минимума.

Бедность вовлекает людей в ряд порочных спиралей.

Дефицит питания ведет к плохому здоровью, что ограничивает возможности заработка, а это, в свою очередь, ведет к дальнейшему ухудшению здоровья. Бедность передается от одного поколения к другому, становится застойной.

На протяжении периода реформ абсолютное и относительное обнищание затронуло более трети российского населения, усилилось социальное неравенство. Особенность бедности в России состоит в том, что в группу бедных входит работающая часть населения. Сегодня у 41 % бюджетников заработная плата не достигает прожиточного минимума.

В последние годы экономический рост способствовал некоторому увеличению среднедушевых реальных доходов населения России, однако, по данным официальной статистики, доля бедных в общей численности населения страны все еще составляет более 20%. По данным выборочного обследования потребительских ожиданий населения 42,2% опрошенных отметили, что их материальное положение плохое или очень плохое.

Главный источник формирования доходов населения — заработная плата — не обеспечивает нормального содержания семьи. В этой связи необходимо восстановить контроль над заработной платой со стороны государства.

По мнению экспертов, российский бизнес в 2 раза занижает заработную плату рядовых наемных работников. Это в значительной мере предопределило усиление дифференциации доходов населения в России и расширение бедности.

В настоящее время 62 млн россиян живут на то, что заработали. Примерно столько же — 58,5 млн — находятся на государственном обеспечении — получают стипендии, пенсии, пособия. 18 млн существуют преимущественно за счет личного подсобного хозяйства, 200 тыс. сдают квартиры, 300 тыс. имеют вклады в банке. Почти треть россиян (43 млн человек) живут на иждивении.

Федеральный закон №122ФЗ от 22 августа 2004 г., вступивший в действие с 1 января 2005 г., заменил льготы денежными компенсациями. Важный момент новых подходов к предоставлению льгот и компенсаций состоит в разграничении полномочий и ответственности между центром и субъектами РФ, а также усиление финансового обеспечения предоставляемых компенсаций денежными средствами, предусмотренными на эти цели федеральным и региональными бюджетами.

Денежные компенсационные выплаты гражданам, пользовавшимся до 2005 г. льготами, устанавливаются в дифференцированном размере в зависимости от того, к какой категории относится получатель. Кроме того, для значительной части льготников предусмотрено предоставление «социального пакета» — набора услуг, в который входят: проезде пригородных электропоездах со скидкой, получение бесплатных лекарств в аптеках, санаторнокурортное лечение (по медицинским показаниям) — одна путевка раз в три года и проезд к месту отдыха и обратно. Стоимость «соцпакета» — 450 руб. в месяц. С января 2006 г. льготникам предоставлено право отказаться от «соцпакета» или какойто его части, в этом случае взамен будут предоставляться соответствующие денежные выплаты.

Принятым Законом установлено, что суммы ежемесячных денежных выплат с 1 января 2006 г. подлежат индексации в зависимости от изменения стоимости набора предоставляемых услуг той или иной категории льготников.

Замена льгот денежными компенсациями потребует большой работы по созданию нового механизма их предоставления. Это процесс сложный, может носить длительный характер и не сразу вызовет доверие населения. Ностальгия по льготам может сохраняться длительное время.

Социальные выплаты осуществляются по категориальному и адресному принципам. У каждого из них имеются как достоинства, так и недостатки.

Категориальный принцип по своей сути более прост и объективен, так как существуют ясные критерии выделения уязвимых категорий населения: дети, инвалиды, многодетные семьи и т.п.

Адресное предоставление помощи требует не только документального подтверждения, но и тщательной проверки нуждаемости, сопряженной с большими затратами ресурсов. Поэтому, как свидетельствует опыт многих стран, адресную помощь целесообразно оказывать на муниципальном уровне ограниченному кругу лиц.

В условиях России выделение круга претендентов на адресную помощь сопряжено со значительными трудностями в силу широкого распространения неформальных отношений. Например, по экспертным оценкам, «конвертную» заработную плату получают около 40% работников. Принятая методика расчета бедности не дает всестороннего учета реального положения граждан. Помимо уже отмеченного сокрытия доходов существует проблема учета реального имущественного статуса домохозяйств.

В этих условиях магистральным направлением преодоления бедности должно стать постепенное оздоровление сложившейся системы оплаты труда на основе подъема ее общего уровня и устранения неоправданной отраслевой, региональной и должностной дифференциации заработной платы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)